В настоящее время избирательный процесс уже располагает широким спектром применения новых ИТ: использование Информационной системы управления избирательным процессом (ИСУИП), Единый электронный список избирателей (ЕЭСИ), видеонаблюдение за избирательными процессами, официальный веб-сайт Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (ЦИК) с электронными интерактивными услугами (такие как «Найди себя в списке избирателей», «Опредедение и изменение ибирательного участка» и др), специальный портал Sailov-2021, электронная почта, Telegram-бот, оперативные сообщения в соцсетях Facebook и Instagram, мобильное приложение для использования членами избирательных комиссий.
Такой широкий спектр возможностей способствует повышению эффективности избирательного процесса.
Одна из важнейших задач
В последние годы эффективное использование возможностей современных информационных технологий в избирательных процессах развитых стран рассматривается как основной фактор обеспечения открытости и прозрачности выборов.
Необходимо отметить, что в 2017 году началась работа по созданию ЕЭСИ в качестве первого шага к дальнейшему совершенствованию национального избирательного процесса за счет широкого внедрения ИКТ. Постановлением Кабинета Министров от 15 августа 2017 года было утверждено Положение о порядке формирования и ведения Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан. Данная информационная система протестирована в декабре 2017-го на выборах в Кенгаши народных депутатов города Ташкента и получила положительную оценку зарубежных и местных экспертов.
Теперь важнейшими задачами в этом направлении стали создание информационной системы управления избирательным процессом и формирование единого электронного списка избирателей по всей стране.
Поэтому Узбекистан определил одной из важнейших задач осуществление реформ в данной сфере. Об этом свидетельствует ряд документов, принятых на высшем уровне.
В частности, реформирование избирательного процесса в нашей стране с внедрением современных ИКТ было предусмотрено в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. Документ определил широкое внедрение современных ИКТ в качестве одного из важнейших направлений дальнейшего совершенствования избирательного процесса в стране.
Важным компонентом правовой базы является постановление Президента «О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс» от 4 октября 2018 года. В постановлении Президента «Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» от 6 ноября 2018-го наряду с приоритетными задачами по развитию избирательного процесса определено и широкое использование в этой сфере ИКТ, а также обеспечение информационной безопасности.
В процесс вовлечены были ЦИК (общее руководство и координация), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (единый технологический подход), Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (ведение реестров) и ГУП Центр научно-технических и маркетинговых исследований UNICON.UZ (создание и техническое обслуживание системы).
Во исполнение Программы мер по дальнейшему совершенствованию системы формирования и использования Единого электронного списка избирателей Мининфокомом после изучения зарубежного опыта совместно с соответствующими министерствами и ведомствами была разработана и внедрена ИСУИП для применения в процессе выборов в парламент страны и местные Кенгаши в 2019 году.
Осуществлены работы по подготовке и включению в проект норм Избирательного кодекса Республики Узбекистан (глава 4. Составление списка избирателей), предусматривающих порядок формирования и использования ЕЭСИ. Принятый 25 июня 2019 года Избирательный кодекс регламентирует детали процесса сбора информации об избирателях и составления ЕЭСИ (статья 28), предоставления избирателям права ознакомления со списком избирателей, а также возможностью его оспаривания (статьи 29, 30).
Порядок составления, уточнения и использования электронного списка избирателей на выборах находит свое отражение и в Положении ЦИК «О порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по проведению выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов». Также было принято специальное постановление ЦИК «О некоторых вопросах использования Единого электронного списка избирателей», направленное на обеспечение полной реализации избирательных прав граждан и предотвращение многократного голосования.
В ходе избирательной компании 2019 года были предприняты практические меры по внедрению в избирательный процесс ИКТ. Так, в рамках формирования ЕЭСИ совместно с уполномоченными министерствами и ведомствами с ноября 2018-го по апрель 2019 года проведен подворный обход граждан. Осуществлена привязка паспортных данных граждан к кадастровому номеру около семи миллионов объектов недвижимости. В результате был сформирован ЕЭСИ из более чем 20,5 млн избирателей и автоматическое их распределение на избирательные участки. Также в целях уточнения списка избирателей в ходе избирательной кампании проводился повторный подворный обход граждан участковыми избирательными комиссиями (УИК).
Образованные в ходе выборов 6720 избирательных округов и 10 260 избирательных участков подключили к интернету для работы с ЕЭСИ, а около 40 избирательным объектам в отдаленных и горных районах, не имеющих технической возможности предоставления услуг интернета через существующую телекоммуникационную сеть, был обеспечен доступ к сети через спутниковую систему связи.
В рамках проделанной работы на 60 избирательных участках установили 120 камер видеонаблюдения, обеспечили возможность прямого наблюдения за избирательными процессами путем трансляции в режиме реального времени в Международном пресс-центре, на сайте ЦИК, телеканале «Узбекистон 24».
Также в качестве эксперимента на 20 избирательных участках тогда установили 60 считывающих устройств идентификации биометрических данных паспортов избирателей.
ЕЭСИ был полностью интегрирован с ИСУИП и стал основой формирования оперативной и достоверной информации в предвыборный период и по итогам выборов. В информационной системе собрана информация о членах Олий Мажлиса, областных и районных (городских) избирательных округов и избирательных участков.
На сайте ЦИК запущена услуга «Найди себя в списке избирателей», которой во время избирательной кампании воспользовались более 110 000 граждан.
Отдельное внимание в том числе уделено повышению навыков организаторов выборов по использованию ИСУИП. В целом по республике прошли обучение более 35 тысяч членов окружных и участковых избирательных комиссий, операторов и членов политических партий.
Международное признание
Следует констатировать международное признание успешного внедрения данной системы на выборах 2019 года.
В Итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами 2019-го отмечается важность внедрения ИКТ в избирательный процесс. «Внедрение ЕЭСИ представляет собой значительное достижение и улучшение по сравнению с прежним подходом к регистрации избирателей» - подчеркивается в отчете.
По мнению Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств, процедура составления и уточнения списков избирателей в ходе парламентских выборов обеспечила реализацию принципа всеобщего избирательного права и предоставила возможность всем гражданам Республики Узбекистан, имеющим право голоса, принять участие в выборах.
В заявлении Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества отмечается, что в Узбекистане совершенствуется избирательный процесс путем внедрения современных ИКТ. Продолжается внедрение Информационной системы управления избирательным процессом. Она позволяет широко информировать население о ходе избирательного процесса и вести учет граждан при формировании списка избирателей, что обеспечивает точность избирательного списка и исключает возможность двойного голосования.
По оценке экспертной группы МИМРД МПА СНГ постановление Президента «О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс» определило порядок и впервые в истории Узбекистана позволило сформировать к началу избирательной кампании по выборам в Законодательную палату ЕЭСИ и общенациональную ИСУИП. Проведенный мониторинг подготовки к выборам показал, что применение ИКТ позволяет существенно облегчить работу организаторов избирательного процесса, исключить нарушения избирательного законодательства. Отдельно подчеркнуто: цифровые технологии существенно расширили возможности реализации электоратом своего избирательного права. Например, граждане, находящиеся за границей, могли через веб-сайт saylov.mfa.uz в электронной форме обратиться в зарубежные избирательные участки для внесения их в списки избирателей.
В целом, в ходе избирательной кампании были созданы благоприятные условия, способствующие реализации права голоса гражданами Республики Узбекистан, находящимися за рубежом.
Совершенствование правовых основ работы с ЕЭСИ продолжается
В текущем году принят ряд важных нормативно-правовых актов. Так, Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» от 8 февраля текущего года предусматриваются новые правила работы со списками избирателей.
Теперь в Избирательном кодексе сроки прекращения внесения изменений в списки избирателей заменены с трех на пять дней до выборов. Гражданам, находящимся в иностранных государствах, предоставлена возможность ознакомления с касающимися их данными из списка избирателей через официальные веб-сайты Министерства иностранных дел, дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах.
Также принятие 6 мая постановления Кабинета Министров «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке формирования и ведения Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан» служит обеспечению актуального состояния ЕЭСИ, созданию благоприятных условий для реализации конституционных прав избирателей и гарантирует им полное обеспечение избирательных прав.
В частности, определение предоставления Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан сведений о кадастровых номерах объектов недвижимости граждан и их местонахождении способствовало созданию удобств при формировании ЕЭСИ.
Государственный центр персонализации при Кабинете Министров (ГЦП) расширяет круг государственных органов, предоставляющих информацию об избирателях. Определено, что теперь Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан и Национальная гвардия Республики Узбекистан будут предоставлять в ГЦП информацию о гражданах, обучающихся в высших военных образовательных учреждениях их системы, проходящих срочную военную службу и воинских частях.
Предоставляемая информация отдельных уполномоченных органов по избирателям и сроки их предоставления уточнены путем внесения изменений и дополнений в законодательство. Все это имеет важное значение, так как посредством информации, предоставляемой уполномоченными органами, предотвращается включение избирателя в другие списки избирателей.
Следуя демократическим принципам
Как известно универсальность, равенство, свобода, справедливость, тайность, открытость и отчетность - общепризнанные международные избирательные принципы. Следование этим демократическим принципам означает, что в ходе выборов будет учтен каждый голос и каждый гражданин примет непосредственное участие в формировании представительных органов государственной власти.
Регистрация избирателей служит важной базой для обеспечения равного и всеобщего участия в выборах лиц, имеющих право голосовать. Помимо этого, на основании числа зарегистрированных избирателей принимаются важные решения в ходе избирательного процесса, касающиеся, например, количества административных единиц, расположения избирательных участков, количества бюллетеней и избирательных материалов для печати, снабжения ими избирательных участков, оценки явки избирателей.
В национальном законодательстве ЕЭСИ трактуется как государственный информационный ресурс, содержащий информацию о гражданах-избирателях, достигших 18 лет, адресах их постоянного и временного проживания в соответствии с информационными базами уполномоченных государственных органов.
В соответствии с Избирательным кодексом ЕЭСИ формируется и обновляется на основании информации о гражданах-избирателях, представляемой ГЦП, и гражданах-избирателях, предоставляемой УИК, посредством уточнения списков избирателей в период избирательной кампании. В последующем списки избирателей извлекаются из ЕЭСИ и группируются для каждого избирательного участка отдельно. Списки правомочных избирателей, временно находящихся в пенитенциарных учреждениях, воинских частях, больницах и других стационарных медицинских учреждениях, а также тех, кто проживает за границей, составляются руководителями этих учреждений или соответствующих дипломатических миссий.
Каждая УИК в течение трех дней после ее образования получает предварительный список, распределенных в ЕЭСИ избирателей данного участка. Затем УИК принимает меры по его уточнению путем проведения подворового обхода населения. УИК может привлекать представителей общественности. По уточнению списков избирателей также оказывают содействие и районные и городские хокимияты.
Результаты подворового обхода избирательных комиссий являются основанием для внесения изменений в список избирателей по фамилии, имени, отчества избирателя, даты рождения и места жительства. Список составляется УИК по каждому избирательному участку и подписывается ее председателем и секретарем.
В день выборов на избирательных участках будут использоваться списки избирателей, полученные из ЕЭСИ. Таким образом предотвращаются случаи включения одного избирателя в списки более чем одного избирательного участка.
Избирательный кодекс предоставляет гражданам возможность доступа к списку избирателей в помещении УИК, а также к любой соответствующей информации через официальный сайт ЦИК.
Гражданам, находящимся в иностранных государствах, предоставляется возможность ознакомления с касающимися их данными из списка избирателей, в том числе через официальные веб-сайты МИД, дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах.
Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, местах содержания под стражей и лишения свободы, - за три дня до выборов.
Избиратели, временно или на постоянной основе проживающие за рубежом, могут обратиться с письменным заявлением о включении в список избирателей в УИК в стране их нахождения либо не позднее, чем за пятнадцать дней до выборов подать соответствующее обращение в электронной форме на сайте Министерства иностранных дел. В свою очередь МИД предоставляет обобщенные сведения о гражданах, включенных в списки избирателей на зарубежных участках, в ГЦП для внесения соответствующих корректировок в ЕЭСИ.
Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и место жительства, включается в приложение к списку избирателей.
В целях создания еще большего удобства для избирателей постановлением ЦИК от 20 августа этого года принято Положение «О порядке предоставления интерактивной услуги по определению и изменению избирательного участка».
В соответствии с документом избиратель, в случае несоответствия информации об избирательном участке в ЕЭСИ, адреса его постоянного или временного проживания, может изменить избирательный участок. Данная интерактивная услуга предоставляется через Единый портал интерактивных государственных услуг и официальный сайт ЦИК. Она осуществляется посредством межведомственного электронного обмена информацией между официальным сайтом ЦИК, Единым порталом интерактивных государственных услуг и ИСУИП.
Новая система услуги по изменению избирательных участков наряду с созданием еще больших удобств для избирателей будет способствовать повышению эффективности работы УИК.
Кроме того, Избирательный кодекс содержит нормы, регулирующие возможность оспаривания списков избирателей.
Таким образом, любой гражданин может заявить в УИК об ошибке или неточности в списках избирателей. УИК в течение 24 часов обязана проверить обращение, после чего устранить ошибку или неточность либо дать обращающемуся мотивированный ответ о его отклонении. При этом внесение изменений в списки избирателей прекращается за пять дней до выборов.
Зарубежная практика и национальное законодательство
В рекомендациях БДИПЧ ОБСЕ по анализу законодательной базы выборов отмечено, что право голосовать имеет настоящую ценность только в том случае, если законодательная база предусматривает простую для человека процедуру регистрации в качестве избирателя, обеспечивает точность списков избирателей, содержит достаточные гарантии защиты от фальсификаций во время голосования, а также гарантирует честный подсчет голосов и подведение итогов выборов. Полная прозрачность обозначена в качестве одного из основных стандартов регистрации избирателей и ведения списков избирателей.
При разработке ИСУИП и ЕЭСИ Узбекистаном были взяты за основу рекомендации БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения выборов в нашей стране. А это - необходимость рассмотрения возможности разработки централизованного реестра избирателей, регулярно обновляемого и позволяющего осуществлять перекрестные проверки.
Тщательно изучен опыт таких стран, как Великобритания, Дания, Россия, Южная Корея, Монголия, Кыргызстан, и других.
Мировая практика применения автоматизированных информационных систем в избирательных процессах в разных государствах показывает существование регионального и федерального путей развития. Региональный (к примеру, в США) предполагает, что за автоматизацию выборов отвечают избирательные органы на местах, а федеральный (к примеру, Канада) - исходит из более высокой централизации. Второй путь считается более предпочтительным из-за своих по определению неоспоримых преимуществ. И автоматизированная система должна представлять собой электронный двойник избирательной системы.
***
Необходимо отметить, что последовательное применение информационно-коммуникационных технологий в национальном избирательном процессе позволяет комплексно решать задачи его организации на всех этапах. И самое главное - обеспечить проведение свободных, демократических и справедливых выборов.
Гульноза Рахимова,
Постоянный член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан
327
439 SU ROYXATI